ОАО «Салаватстекло» - одно из крупнейших предприятий России по выпуску листового стекла и изделий из него. Основными потребителями продукции предприятия являются предприятия стройкомплекса России (стеклопакеты и теплоизоляция), отечественные автопроизводители (автомобильное стекло, фары и т.п.), потребители тары. Предприятие было основано в 1956 году, в 1962 году после запуска первого производственного цеха предприятие произвело первую партию листового стекла.
Стартовая ситуация
К концу 90-х годов предприятие оказалось в кризисной ситуации, существовала угроза ликвидации отдельных направлений производства. Недостаточная оперативность принятия решений и слабая управляемость отдельными параметрами маркетинговой политики привели к почти полной потере рыночных позиций по отдельным видам бизнеса и снижению финансовых показателей. Основное производство было убыточным, была накоплена существенная кредиторская и дебиторская задолженности.
Действия менеджмента компании и ГК «РОЭЛ»
В ходе реализации проекта был проведен анализ форм реструктуризации компании, на основании которого специалисты группы «РОЭЛ» разработали концепцию формирования холдинга.
В рамках создания холдинговой структуры была создана управляющая компания. Бизнес был разделен на семь продуктовых направлений (товарное стекло, автостекло, стеклопакеты, стеклотара, СНР и жидкое стекло, ТНП, ТЗиМ), каждое продуктовое направление стало самостоятельной рыночной бизнес-единицей. Все сервисные бизнес-процессы и функции также были выведены в самостоятельные подразделения с ориентацией на рынок. На предприятии был создан Центр клиентского обслуживания, который позволил централизовать взаимодействие с реальными и потенциальными клиентами, что в 2.5-3 раза сократило время клиентов на закупки продукции.
Весь документооборот компании и взаимодействие как внутри компании, так и с партнерами и клиентами были полностью автоматизированы и переведены в электронный вид.
Система вознаграждения и оплаты труда была жестко привязана к результатам работы.
Комплексная система управления финансами позволила проводить ежемесячное и подекадное финансовое тестирование, систему «план-факт», бюджетную дисциплину.
Достигнутые результаты
Внедрение новых для предприятия маркетинговых технологий и технологий продаж позволили добиться существенного роста выручки, удалось снизить затраты на производство. Были открыты новые рынки сбыта, освоены новые каналы сбыта (включая интернет-продажи).
Объем производства товарной продукции с 1998 по 2001 год увеличен почти в 2,5 раза, показатель объемов производства в 2001 году в 145 раз превысил объем производства на предприятии с момента пуска в 1962 году и достиг наивысшего объема производства с момента пуска предприятия. Рентабельность произведенной продукции выросла более чем в 3 раза и достигла 21%. Рентабельность собственного капитала выросла в 17 раз и достигла 32%.
На сегодняшний день предприятие занимает 18% рынка технического стекла, успешно конкурируя с китайскими поставщиками и международными производителями стекла. Продукция компании поставляется в 47 регионов, расположенных в Сибирском, Уральском и Приволжском федеральных округах. Предприятие было продано профильному инвестору в 2001 году.
|